Александр Норицин: Муниципалитеты разучились зарабатывать деньги
27 февраля 2014
26 февраля в Москве собралась Палата депутатов нашей партии. Обсуждали насущное реформу местного самоуправления. Говорили о тех подводных камнях, которые могут возникнуть в процессе очередного реформирования и возможностях, которые открывает перед муниципальной властью эта реформа.
Прозвучало очень много дельных предложений ведь депутаты и главы всех уровней власти приняли участие в этой дискуссии.
Я сделал акцент на непопулярной, но имеющей место быть теме в жизни современного муниципалитета. О некой иждивенческой позиции.
Да, уровень полномочий необходимо максимально приблизить "к земле". Ведь когда речь идет о муниципальном управлении, не следует забывать, что все мы живем в России, но каждого из нас в первую очередь интересует свой город, своя улица, свой конкретный дом, районная поликлиника и школа, в которую ходят наши дети. А это значит, что решение проблем муниципальных образований должны быть перенесено на муниципальный уровень.
Основная проблема сейчас заключается в том, что у муниципалитетов есть полномочия, но нет ресурсов. Однако! На практике мы сталкиваемся с тем, что муниципалитеты разучились зарабатывать деньги.
Муниципалитеты живут по принципу: дадут деньги – потрачу, не дадут – не потрачу.
По данным Минфина РФ, сейчас около 60% налоговых доходов аккумулируется в городах, 30 – в муниципальных районах и только 10-11% непосредственно в сельских поселениях.
А значимость неналоговых доходов снижается из-за конфликта интересов между разными этажами власти по поводу прав собственности.
Так выглядят муниципальные будни – как в центральных районах РФ, так и в окраинных.
Официальная причина – разные стартовые уровни социально-экономического развития регионов и незакрепленность на местах источников доходов, которые не учтены в действующем законодательстве.
Неофициальная кроется в недрах регионов. Что делает региональная власть? Она предпочитает формировать доходную часть местных бюджетов путем оказания финансовой помощи.
К чему мы пришли?
Даже те муниципалитеты, которые могли прокормить себя, оплачивают только свой управленческий аппарат, и в развитии экономического потенциала они не заинтересованы: если ты получаешь дотации, то за экономику не отвечаешь.
Что нужно сделать, чтобы переломить эту тенденцию?
Безусловно, откорректировать межбюджетные отношения, четко определяя границы полномочий и финансовой ответственности всех участников этого процесса!
А кто эти участники? Город-область-поселение звучит обезличенно. За каждым решением стоит конкретный человек!
Вот почему необходимо начать готовить кадры для муниципального управления. Авторитет должен идти не от власти, а от профессионализма.
На заседании я привел в качестве примера трагедию, недавно разыгравшуюся в Волчанске, где власть сняла кандидата от партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". 60% бюллетеней было испорчено, а 20% получил кандидат от "Единой России". В итоге город получил демонстрации и беспорядки. Убежден, глава даже небольшого поселения должен быть носителем профессионализма и компетенции.
И еще! Для того, чтобы реформа МСУ стала полезной и действенной, надо помнить: что россияне – понятие общее.
Речь должна вестись о пользе для людей, которые живут на конкретных улицах, в конкретных домах, лечатся в конкретных больницах и работают на конкретных предприятиях.
Такой подход мы уже давно и успешно применяем.
Поэтому я считаю, у нас и нашей партии есть шанс повлиять на ход событий в формировании предложений и самом широком участии в реформе.