Центр справедливости в Ревде заставил продавца маркетплейса ответить за некачественный товар
17 декабря 2025
Ревдинец Иван З. минувшим летом купил электросамокат. Модель выбрал достаточно дорогую, поэтому, чтобы хоть немного сэкономить, принял решение покупать на маркетплейсе. Модная новинка стоила около 49 тысяч рублей. Товар при выдаче проверили, все работало. Казалось – живи и радуйся. Но нет. Буквально через несколько дней самокат сам остановился, перестал реагировать на кнопки, не включался и не ехал.

Как вернуть товар? Поскольку продавец навстречу Ивану не пошел, парень обратился за консультацией в Центр защиты прав граждан в Ревде. Центром "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в этом городе руководит опытный юрист Вениамин Таров, который подсказал, что делать дальше.
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" электросамокаты относятся к технически сложным товарам: "Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования".
Согласно статье 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель вправе требовать возврата уплаченной суммы либо замены товара ненадлежащего качества на аналогичный товар надлежащего качества.

"Чтобы подать заявление в суд, необходимо было, во-первых, найти юридический адрес предпринимателя. Это оказалось непросто: адрес на маркетплейсе не был указан и в специальной выписке на сайте налоговой службы отсутствовал. Во-вторых, надо было доказать, что наш заявитель самостоятельно не разбирал, не ремонтировал и никак не повреждал самокат", – рассказал Вениамин Таров.
Действовали поэтапно. Сначала правозащитники отправили Ивана в Первоуральское бюро независимой оценки и экспертизы для установления необходимых обстоятельств. Затем помогли составить исковое заявление о защите прав потребителей и ходатайство об установлении места жительства ответчика.

Несколько месяцев шла серьезная работа, и вот в декабре суд принял решение: взыскать с индивидуального предпринимателя Емельянова Михаила Ильича в пользу Ивана З. 81 431 рублей. В эту сумму вошла стоимость электросамоката в размере 48 954 рублей, компенсация морального вреда 3 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 25 977 рублей, судебные расходы по оплате услуг оценочного бюро в размере 3500 рублей.

"Покупки в интернете стали повседневностью. Но в связи с огромной популярностью маркетплейсов и несовершенством законодательства возникает много вопросов, касающихся обмена и возврата товаров. В наши Центры только в Свердловской области в этом году обратились 224 заявителя по вопросам защиты прав потребителей, и практически половина этих обращений касается именно онлайн-покупок или услуг. Наши специалисты уже наработали достаточный опыт, чтобы помочь людям. Поэтому рекомендую не опускать руки и сначала проконсультироваться в Центре защиты прав граждан. Это всегда бесплатно, а адреса приемных можно посмотреть на официальном сайте ЦЗПГ", – рассказал депутат Государственной Думы, руководитель проекта сети Центров защиты прав граждан Андрей Кузнецов.